Додекаэдр " Береги природу"

30.10.2025

Додекаэдр — правильный 12‑гранник, каждая грань — равносторонний пятиугольник. В педагогике используется как интерактивное пособие: на гранях размещаются иллюстрации и тексты по экологической тематике.

Тема: «Береги природу» — формирование экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, знаний о правилах поведения в природе.

Цели и задачи

Цели:

·         сформировать базовые представления об экологии и охране природы;

·         развить умение распознавать экологически опасные ситуации;

·         воспитать бережное отношение к растениям, животным, природным ресурсам;

·         научить простым действиям по сохранению природы в повседневной жизни.

Задачи:

·         познакомить с правилами поведения в лесу, у водоёмов, в парке;

·         объяснить значение переработки отходов и экономии ресурсов;

·         отработать алгоритмы действий при встрече с дикими животными, при обнаружении пожара, мусора;

·         стимулировать желание участвовать в природоохранных акциях.

Структура граней

Каждая грань включает:

·         иллюстрацию (ситуация в природе, экознак, символ);

·         краткое описание (2–4 предложения) — смысл правила или проблемы;

·         правило/совет («Делай так…» / «Никогда не…»);

·         вопрос или задание для обсуждения и практики.

Примеры содержания гранейХочу такой сайт

1.    Не разжигай костры в лесу
Иллюстрация: костёр среди деревьев, знак «Запрещено».
Описание: неосторожное обращение с огнём вызывает лесные пожары. Они уничтожают дома зверей, растения, загрязняют воздух.
Правило: разжигать костёр можно только в специально отведённых местах и под присмотром взрослых.
Задание: нарисуй безопасный костёр в кемпинге и объясни, почему он не опасен.

2.    Не мусори в природе
Иллюстрация: пластиковая бутылка среди цветов, человек бросает мусор в урну.
Описание: мусор вредит животным, загрязняет почву и воду, портит красоту природы.
Правило: всегда уноси свой мусор с собой или выбрасывай в урну.
Вопрос: что можно сделать с пластиковой бутылкой, чтобы она не стала мусором?

3.    Береги воду
Иллюстрация: кран с капающей водой, ребёнок выключает воду.
Описание: чистая вода — ценный ресурс. Её нужно экономить, чтобы хватило всем живым существам.
Правило: не оставляй кран открытым, принимай душ короче, собирай дождевую воду для полива.
Задание: составь 3 правила экономии воды для твоей семьи.

4.    Не ломай ветки и не рви цветы
Иллюстрация: сломанная ветка, цветущий луг.
Описание: деревья и цветы дают кислород, служат домом для насекомых и птиц.
Правило: любуйся природой, но не повреждай растения. Собирай цветы только в садах.
Вопрос: почему нельзя рвать полевые цветы «просто для красоты»?

5.    Не пугай диких животных
Иллюстрация: ёж у пня, человек наблюдает издалека.
Описание: дикие звери могут быть опасны, если их напугать. Им нужно давать пространство.
Правило: не подходи близко, не корми, не лови животных. Наблюдай тихо.
Задание: придумай знак «Не пугай зверей» и объясни его смысл.

6.    Корми птиц зимой
Иллюстрация: кормушка с семечками, синица.
Описание: зимой птицам трудно найти еду. Помощь людей спасает их от голода.
Правило: делай кормушки, клади семена, несолёное сало. Не давай хлеб и солёное.
Вопрос: какие птицы остаются зимовать в твоём регионе?

7.    Сажай деревья
Иллюстрация: ребёнок сажает саженец, взрослый поливает.
Описание: деревья очищают воздух, дают тень и дом для животных.
Правило: участвуй в посадках деревьев, ухаживай за молодыми растениями.
Задание: нарисуй дерево через 10 лет и расскажи, как оно изменится.

8.    Экономь электроэнергию
Иллюстрация: выключенный свет, солнечная панель.
Описание: производство электричества вредит природе. Экономия снижает нагрузку на экосистему.
Правило: выключай свет и приборы, используй естественное освещение.
Вопрос: как можно получить электричество без вреда для природы?

9.    Защищай насекомых
Иллюстрация: бабочка на цветке, божья коровка.
Описание: насекомые — опылители и часть пищевой цепи. Их исчезновение нарушает природу.
Правило: не лови бабочек, не разрушай муравейники, не используй химикаты без нужды.
Задание: придумай 2 способа помочь насекомым в своём дворе.

10. Не загрязняй водоёмы
Иллюстрация: чистая река, человек моет машину у берега.
Описание: сточные воды и моющие средства убивают рыб и растения.
Правило: не мой машины у рек, не бросай мусор в воду, экономь воду дома.
Вопрос: что произойдёт, если все будут мыть машины в реке?

11. Участвуй в субботниках
Иллюстрация: дети собирают мусор в парке, мешки с отходами.
Описание: совместные уборки делают природу чище и учат заботе.
Правило: присоединяйся к субботникам, зови друзей и семью.
Задание: спланируй мини‑субботник во дворе: что нужно взять, кого позвать.

12. Расскажи другим о защите природы
Иллюстрация: ребёнок показывает плакат, группа детей слушает.
Описание: знания о природе нужно передавать, чтобы больше людей помогали ей.
Правило: делись правилами с друзьями, делай плакаты, снимай видео.
Вопрос: как ты можешь рассказать одноклассникам о бережном отношении к природе?

Методика использования

Формы работы:

·         Фронтальная беседа: педагог бросает додекаэдр, открывает выпавшую грань и обсуждает правило.

·         Парная работа: дети по очереди задают друг другу вопросы («Что нельзя делать?» / «Как правильно поступить?»).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.10.2025

Дата обновления: 30.10.2025

Дата публикации: 30.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».