Учим кататься на лыжах

01.12.2023

Рекомендации по обучению детей катанию на лыжах 

Прогулка с маленьким ребенком зимним днем — это всегда опасения, что он может замерзнуть. Если 4-5-летний малыш не занят интересной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается за ручку со взрослым или важно восседает на санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать и проситься домой,  в тепло. Санки не единственная забава в снежный зимний день. Есть еще и другие, родившиеся в нашем климате, и не менее полезные.

Речь, конечно же, идет о лыжах. По доступности и оздоровительному эффекту они не имеют себе равных. Катки, которые прежде были атрибутом многих дворов, сейчас, к сожалению, большая редкость. А для лыжной прогулки дошкольнику на первых порах вполне хватит территории двора или ближайшего сквера. Если недалеко есть парк или зона отдыха, то на прогулку с санками, лыжами или коньками лучше отправляться туда, подальше от проезжих дорог.

При ходьбе на лыжах в работу вовлекается наибольшее, по сравнению с другими видами упражнений, число мышц, основательно нагружаются мышцы ног, рук, спины, живота.

  В процессе занятий совершенствуются жизненно важные качества — воля, смелость, выносливость, скоростно-силовые способности.

Начинать осваивать "лыжную грамоту" можно, как считают врачи и педагоги, даже раньше: с 3-4 лет. Между тем без умелой помощи взрослого в овладении навыками передвижения на лыжах, поворотами, спусками, конечно, не обойтись. Наш разговор как раз об этом.


Очень важно, чтобы ребенок был тепло и легко одет:  свитер, теплые колготки, куртка, трикотажные теплые брюки, а еще лучше — комбинезон из непромокаемой ткани; на ноги — обязательно толстые шерстяные носки, на руки — варежки, а если есть — кожаные рукавички. На голову наденьте вязаную шапочку, в меховой будет жарко. Шапочка должна быть на подкладке, чтобы не продувало уши, вниз можно надеть еще тонкую шерстяную шапочку. Очень удобен шлем, он надежно защищает и избавляет от необходимости укутывать ребенка шарфом. Чем более тренирован ваш ребенок, чем выше темп его передвижения, тем легче должна быть его "экипировка". Но не рано ли ставить ребенка на лыжи или коньки в этом возрасте? Нет.

 Как правильно выбрать лыжи? Чтобы они были по росту, ребенок должен доставать до их конца вытянутой рукой, а высота палок должна быть на уровне подмышечных впадин. Если лыжи длинны, ими трудно управлять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег. Для начала можно использовать валенки или сапожки, крепления у лыж при этом должны быть мягкие, а через год – другой можно уже покупать специальные лыжные ботинки.

Прежде всего ребенка следует научить самостоятельно надевать лыжи и без посторонней помощи подниматься после падения. Самое трудное — первые шаги. Их лучше начинать в погожий зимний день, когда температура воздуха не ниже -10 °С. Поддержите ребенка, научите правильно ставить лыжи, не тащить их за собой, а хоть немного скользить. Упадет — не беда. Постарайтесь обойтись без упреков и насмешек. Посмейтесь вместе и объясните, что падать надо тоже умеючи: не назад, не вперед, а в сторону.

При передвижении на лыжах выполняется динамическая  работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями.

     Особенно важно овладеть такими специфическими ощущениями  как, "чувство снега" - в начале обучения определяется как непрерывная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение.

"чувство лыж"- характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега.

Попеременный двухшажный ход

Выполняется следующим образом: с шагом левой ноги вперед выносится правая палка, одновременно левой рукой и правой ногой делается толчок — тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая нога после толчка расслабляется и по инерции идет назад-вверх, поднимая пятку лыжи. Туловище при этом наклонено вперед, правая рука заканчивает вынос палки вперед, кисть на уровне плеча.  Из этого положения лыжник готовится сделать следующий шаг.  Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается. С одновременным подтягиванием правой ноги и переносом на нее тяжести тела продолжается вынос левой руки вперед: скольжение происходит на правой лыже. Цикл хода завершен и в дальнейшем повторяется.

СТУПАЮЩИЙ ШАГ

  Передвижение на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед.

СКОЛЬЗЯЩИЙ ШАГХочу такой сайт

  Скольжение на лыжах с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой.

НАПРИМЕР: при отталкивание левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же  цикл повторяется, но уже скользит левая нога.

Сейчас все чаще можно видеть лыжников, которые передвигаются так называемым коньковым шагом. Это более сложный, чем "классический", способ передвижения, т. к. он менее естественен с точки зрения привычной ходьбы.

 

Главное — это помочь выработать скользящий шаг. Этим удобнее заниматься на накатанной лыжне. Известно, что дети очень любят подражать. И если вы не просто даете указания, а показываете, как надо скользить то на одной, то на другой лыже, поочередно энергично отталкиваясь палками, ребенок быстрее почувствует и поймет ваши требования. Тот, кому уже приходилось обучать детей, наверное, знает, что главные ошибки новичков — недостаточное сгибание ног и слабое отталкивание. Следите за этим особенно внимательно.

Специалисты советуют: разбежавшись, надо скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Лучше проделывать это на лыжне, которая идет под уклон. Малышам, как правило, трудно сразу овладеть попеременным скольжением. Обычно они скользят на обеих лыжах сразу. Для разучивания в будущем скользящего шага можно порекомендовать такое упражнение: передвигать­ся по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу.

 Поворот переступанием вокруг пяток лыж выполняется из исходного положения – лыжи параллельно. Палки поставлены рядом с креплениями. Переступать начинают с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Пятки лыж при этом не отрываются от снега.

  Не торопитесь давать палки и при освоении простейших поворотов, спусков, подъемов "елочкой" или "лесенкой". И дело тут не только в большей безопасности, хотя и это очень важно. Вы, наверное, обращали внимание как неопыт­ный лыжник буквально "висит" на палках, перенося чуть ли не ос­новную нагрузку на руки. Чтобы заставить работать ноги, освоить скольжение и научиться сохранять равновесие, первое время лучше обойтись без палок.

Подъем  «елочкой»

Применяется на склонах 20—30°. При этом подъеме лыжи ставятся на внутренние ребра. Лыжник поочередно переступает, перенося пятку поднятой лыжи над пяткой другой, стоящей на снегу. Палки для опоры ставят по бокам и сзади лыж.

С увеличением крутизны склона носки лыж разводятся еще шире, а сами лыжи еще больше ставятся на ребра, увеличивается и опора на палки.

Подъем  «полуелочкой»

Выполняется, как ступающий шаг. При этом носок нижней лыжи отводится в сторону, а сама лыжа ставится на внутреннее ребро. Верхняя лыжа продолжает скользить по направлению движения, руки двигаются так же, как в попеременном двухшажном ходе.  Этот способ применяют на некрутых склонах.

Стойки спусков

А как страшно бывает самостоятельно первый раз спуститься на лыжах с горки! Для этого нужно найти недлинный и очень пологий спуск. Можно использовать уже проложенную неширокую лыжню. Пусть малыш расставит лыжи на ширину стопы, слегка присядет, а туловище без напряжения слегка наклонит вперед. Руки согнуты и отведены назад. Присядешь, поедешь быстрее, выпрямишься, оставив ноги лишь слегка согнутыми в коленях, — скорость замедляется. Обязательно объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя спускаться с горки на прямых и широко расставленных ногах. Это ведет к потери устойчивости. Рекомендуем такой прием: пусть малыш спустится в особо низкой стойке, почти на корточках, или несколько раз пружинисто присядет во время спуска. Пусть едет по неширокой, заранее проложенной лыжне, стараясь как можно больше сблизить лыжи и для устойчивости выдвинуть одну ногу немного вперед. Если при спуске встречается впадина, надо выпрямиться, если бугорок — посильнее присесть. На неровной поверхности — мягко приседать, как бы покачиваясь на согнутых ногах. Научите ребенка и простейшим способам торможения.

Торможение

Один из них называется "плугом": пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Другой способ — "полуплутом", или упором, когда одна лыжа скользит, другая отставляется пяткой в сторону и ставится на ребро. При этом коленки сближаются, носки лыж сведены. Первые лыжные уроки не должны быть слишком продолжительны: не более 15-20 мин. Постарайтесь не делать больших перерывов между ними, иначе ребенок может утратить едва освоенные навыки. А ваши похвалы — пусть маленьким успехам — прибавят желания вновь и вновь вставать на лыжи.

Наградой за ваши совместные систематические усилия будет не только удовольствие от катания на лыжах, которое вы разделите с малышом, но и его окрепшее здоровье. Про лыжи можно смело ска­зать: они всем возрастам покорны.


 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».