Утренняя гимнастика в ДОУ

22.04.2022

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

 

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит, и воспитывает волевые качества ребенка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще мал, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Малышу надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то подражать.

Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастает устойчивым к неожиданным ситуациям в жизни и будет менее подвержен стрессам.

Вы можете спросить: «Для чего же нужно постоянно играть с детьми?»

Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые малыши в детском саду плачут, ссорятся между собой, требуют маму, не идут на контакт, а иногда просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Поход к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется, перестанет плакать или начнет заниматься – это уже хорошо.

Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями. Заинтересовать так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким глупым мышатам, получая новую для себя информацию. Выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем.

В каждом предлагаемом комплексе утренней гимнастики игрового характера есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.

Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. В некоторые комплексы утреней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-самомассажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т.д.).

Для утренней гимнастики подбираются упражнения:

- известные детям;

- простые по структуре.

После интенсивных длительных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала выполняются упражнения для плечевого пояса и рук, затем упражнения для ног и туловища. Широко распространены в утренней гимнастике исходные положения: стоя, сидя, лежа, на спине и на животе.

 Требования к утренней гимнастике

Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время ее дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности.

Комплексы утренней гимнастики составляются воспитателем на основе имеющегося у детей двигательного опыта. Утренняя гимнастика на свежем воздухе в зимнее время проводится с малышами при температуре не ниже 16ºС, со старшими детьми – не ниже 18ºС. В остальных случаях вопрос о проведении гимнастики на свежем воздухе решается медицинскими работниками (туман, слишком резкий ветер, мокрый снег и т.п.).

Комплексы утренней гимнастики проводятся 7-10 дней, предварительно разучиваются на физкультурном занятии. При проведении утренней гимнастики мы принимаем самые простые построения, перестроения, О.Р.У. и основные виды движения.

Утренняя гимнастика проводится с 2-х лет.

Самое главное, чтобы дети двигались с желанием, с удовольствием. Приучаем детей любить двигаться.

Со средней группы требуем четкого И.П. и правильность выполнения всех упражнений.

Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Если предстоит большая умственная нагрузка в этот день, то утренняя гимнастика должна носить развлекательный характер.

 

Требования к одежде, подготовка зала к занятию

В зале только босиком, трусики, футболка. Чешки для музыкального занятия. Перед 1-й группой проводится влажная уборка. Помещение хорошо проветривается.

Варианты утренней гимнастики:

- классический;

- сюжетно-тематическая гимнастика («В лес», «Цирк», «Снежинки», «Зоопарк»);

- по потешкам, по стихам;

- из подвижных игр;

- сюжетная по сказке, по рассказу.

- форме оздоровительного бега;

- ритмическая гимнастика;

- суставная, со старшей группы;

- элементы психо-мышечной гимнастики;

- бодрящая (танцы, хороводы);

- веселая гимнастика;

- свободная деятельность детей (свободное пользование оборудованием и пособиями);

- одновременное занятие 2-х возрастных групп.

Любой вариант состоит из 3 частей:

1 часть: Важно настроить детей, создать хорошее настроение, разогреть мышцы. Разные виды бега в медленном темпе, с чередованием ходьбы, прыжков. Обязательно упражнения для профилактики осанки, плоскостопия, танцевальные движения.

Использовать дорожки для исправления плоскостопия. Длина дорожек старшая и подготовительная группа – 2м, ширина 40 - 50см. Для малышей – 1,5м.

1 младшая группа – 30 сек.

2 младшая группа – 60 сек.

Средняя группа – 1,5 мин.

Старшая группа – до 2 мин.

Подготовительная группа – 2-3 мин.Хочу такой сайт

2 часть: самая большая нагрузка. Состоит из упражнений составленных по стандарту.

Количество упражнений и время (ориентировочно).

1 младшая группа – 4-5 мин, 3-4 упражнения во 2-й части, каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

2 младшая группа –5-6 мин, 5-6 общеразвивающих упражнений, каждое повторяется 5-6 раз.

Средняя группа – 6-8 мин, 6-7 упражнений, каждое повторяется 4 до 6 раз, упражнения для мышц туловища не более 4 раз.

Старшая группа – 8-10 мин, 6-8 упражнений, каждое повторяется 6-8 раз.

Подготовительная группа – 10 - 12 мин, 8-10 упражнений, каждое повторяется от 6 до 10 раз.

Упражнения выполняются с пособиями или без пособий.

Прыжки разного вида:

1 младшая группа – 6-8 раз подряд.

2 младшая группа – 6-8 раз подряд.

Средняя группа – 8 раз подряд, два повтора.

Старшая группа – 8 раз, три повтора.

Подготовительная группа – 8 раз, 4 повтора.

Все движения предварительно разучиваются на физкультурных занятиях, и в комплекс утренней гимнастики можно включать только те, с которыми дети хорошо справляются. Темп и нагрузка каждого движения должны быть отработаны. Воспитатель должен знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или иного движения, ориентируясь на возможности детей. После сложных упражнений даем упражнения расслабления.

3 часть: Заключительная. Разные виды ходьбы, игры на внимание, упражнения на расслабления, упражнения для развития ручной моторики, игры малой подвижности, хороводы, дыхательные упражнения или игра шутка. Используем этюды из психогимнастики для настроения.

Суставная гимнастика:

Направлена на развитие гибкости суставов. Всегда в медленном, индивидуальном темпе. Упражнения разучиваются постепенно.

Тематическая гимнастика:

Все упражнения подчиняются одной теме и логически связаны между собой. «Зоопарк», «Магазин игрушек», «Спортсмены», «Моряки».

Сюжетная гимнастика:

На сюжет сказки, но не нужно передавать содержание, а движение героев через отражение.

Ритмическая гимнастика:

Является разновидностью аэробики. Подход к выбору для ритмической гимнастики должен быть очень осторожным. Главный фактор – не навреди!!!

Не рекомендуется (в связи с последними исследованиями):

- наклоны вперед;

- глубокие приседания;

- упражнения значительным прогибанием позвоночника;

- движения переразгибанием конечности.

Могут быть травмы.

Ритмическая гимнастика должна содержать больше количества передвижений. Бодрящие танцы, движения под музыку.

1 часть – спокойный танец на разные движения

2 часть – 2 танца (бодрых)

3 часть – хоровод.

Может быть два танца.

На сюжет потешек:

Подобрать потешки по стандарту и придумывать упражнения.

Шуточные, веселые упражнения:

Упражнения дразнилки, ужимки и прыжки, смешная пантомима.

Оздоровительный бег:

Бег проводится в любое время года на свежем воздухе. Беговая нагрузка легко дозируется по интенсивности и длительности с учетом возраста и индивидуальных способностей детей. Ребенок бежит в собственном темпе. Объем беговых нагрузок будет повышаться постепенно в зависимости от способностей каждого ребенка. Должна быть разминка, сам бег и заключение.

Из подвижных игр:

1часть – разминка и разогрев мышц и эмоциональный настрой.

Пример – игра «У дядюшки у ТРИФОНА»

2 часть – в зависимости от возраста 1-2 игры (на интеллект, разные основные движения).

3 часть – малоподвижные игры, игровые упражнения на дыхание, игры-шутки. «Зеркало», «Обезьянки», «Сова», «День и ночь», «4 стихии».

Свободная гимнастика:

Разминка, дыхательные упражнения. Затем дети выполняют все что сами хотят. В 3 части игра на успокоение.

 

НА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ МЫ НИКОГДА НЕ ГОВОРИМ: - МЫ СЕГОДНЯ РАЗУЧИВАЕМ…

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».